Набиуллина раскрыла «радикальный путь» по регуляции маркетплейсов

Греф назвал условия работы маркетплейсов нерыночными из-за скидок при оплате карточками их банков. Маркетплейсы обращают внимание, что и банки тогда не должны вводить программы лояльности


                    Набиуллина раскрыла «радикальный путь» по регуляции маркетплейсов

В некоторых странах маркетплейсам и подобного рода платформам запрещено иметь свои финансовые организации, ЦБ предложил его для обсуждения с правительством, сообщила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на форуме «Фокус на клиента», передает корреспондент РБК.

«Но это такой радикальный путь, потому что у нас уже есть маркетплейсы со своими финансовыми организациями, которые очень быстро растут. <….> Я думаю, что нам точно нужно будет сейчас конкретизировать некоторые правила недискриминационного доступа на маркетплейсы, потому что сам принцип, он уже в законе платформенной экономики есть, но надо начать как раз с запретов некоторых таких практик которые явно нарушают эту конкурентную среду», — сказала она.

Ситуация, которая выглядит как конфликт маркетплейсов и банков, является «отражением изменения характера конкуренции, причем такой системной в условиях платформенной экономики», считает Набиуллина. «Платформенная экономика — это не только маркетплейсы, но и сами банки, которые продают на своей платформе нефинансовые продукты. Встает вопрос о том, какая конкуренция справедливая», — обратила внимание она.

Как отметила Набиуллина, банки и маркетплейсы согласны в необходимости справедливой конкуренции, а «вот что такое добросовестная, справедливая конкуренция в условиях появления платформенной экономики, мы вместе с правительством, с участниками рынка обсуждаем».

Российские маркетплейсы «работают в убыток и за счет государства», а из-за скидок на товары было недоплачено 1,5 трлн руб. налогов в этом году, заявил на форуме председатель правления Сбербанка Герман Греф.

«То есть вот скидки все, которые они дают, это вообще за наш с вами счет. И мне нисколько не жалко физическую сеть, но мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства. И вот это должно быть прекращено», — подчеркнул банкир.

Читайте также:  Карпин вернул «Динамо» во времена Лички. Но весёлый футбол очков не принёс

Греф призвал маркетплейсы «показать свою эффективность в честной конкуренции». По его мнению, маркетплейсы «вне конкуренции, и в первую очередь налоговой конкуренции», а при изменении ситуации не получат такую же прибыль и резко повысят цены. «Мы видим сейчас, что тот же Ozon резко начал повышать комиссии, показывать прибыльность и даже платить дивиденды», — добавил он.

Ozon после слов Грефа напомнил, что правила работы на рынке устанавливает регулятор, который может запретить маркетплейсам владеть банками.

«Но это достаточно сложный вопрос. Тогда возникнет и вопрос, почему одним индустриям нельзя владеть банками, а другим можно. Но это регуляторный аспект, а если говорить про лояльность. Известно, что люди хотят низких цен, но если регулятор говорит о том, что не низкие цены нужны, что здесь [мы] не должны вмешиваться, а формы лояльности банки должны предоставлять другим образом, то будем учитывать этот аспект», — сказал РБК генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян.

Маркетплейсы готовы договариваться с банками «без насильственных действий со стороны государства», заявил директор по связям с госорганами объединенной компании Wildberries & Russ Евгений Этин на собрании экспертного совета по развитию платформенной экономики при комитете Госдумы по экономполитике в конце октября. Против введения регулирования высказался и руководитель направления по взаимодействию с госорганами Ozon Александр Васильев.

Этин подчеркнул, что регулировать в таком случае нужно не только маркетплейсы: «Если регулировать, то регулировать нужно всех с точки зрения справедливости. Тогда надо запрещать в целом любые программы лояльности, которые есть у банков, у мобильных операторов и у систем, которые связаны с мобильными операторами. Каждая группа имеет возможность дать особые условия, и совершенно непонятно, почему такая же группа, имеющая начало в виде маркетплейса, должна быть лишена [такой] возможности <…> для продвижения своих продуктов, в том числе и финансовых».

Читайте также:  Российские банки стали блокировать переводы граждан самим себе с карты на карту

Источник: www.rbc.ru