
Фото: Freepik Законодательное ограничение торговой наценки — избыточная и нереализуемая на практике мера, которая нарушает рыночные механизмы ценообразования, считает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.Комментируя инициативу депутатов, которые 6 ноября 2025 года внесли в Госдуму пакет поправок к федеральному закону «О торговле», он отметил, что она лишит торговые сети возможности сдерживать цены на социально значимые товары путем динамического ценообразования, что в конечном итоге приведет к подорожанию всего ассортимента. АШАН подключил сервис онлайн-инкассации Moniron от Газпромбанка
«Важно понимать, что торговая наценка не равна прибыли ритейлеров, ее основную часть (более 95%) составляют прямые издержки, связанные с реализацией товаров: расходы на аренду, заработную плату, налоги, коммунальные платежи, торговое оборудование, логистику, эквайринг, расходы на обслуживание кредитов. Ограничить рост этих расходов законодательным путем невозможно в условиях рыночной экономики, как и ограничить наценку, — отмечает Станислав Богданов.
В АКОРТ уверены, что конкуренция за покупателя — самый эффективный способ сдерживания цен. Крупные торговые сети заинтересованы в сохранении доступных цен на востребованные товары, поэтому придерживаются политики ответственного ценообразования и добровольно снижают наценку на социально значимые товары на протяжении последних трех лет.
По данным аналитического центра АКОРТ, за 9 месяцев 2025 года средняя наценка ритейлеров на 25 категорий продуктов первой необходимости находится на исторически минимальном уровне 3,5%, хотя такой уровень наценки не покрывает затраты ритейлеров на обслуживание этих товарных категорий.
В сентябре 2025 года средняя наценка на продукты первой необходимости составляла 2,8%, а 9 из 25 категорий социально значимых продуктов продавались по ценам ниже закупочных — с отрицательной наценкой. Это возможно только благодаря рыночным механизмам ценообразования.