Манга

 Манга – это японские комиксы, называемые на родине «комикку». Манга имеет глубокие корни, берущие начало в раннем японском искусстве, однако, в нынешней форме она начала развиваться лишь после завершения Второй Мировой войны (1945 год), воплотив в себе как искусство Востока, так и зарубежные традиции. В Японии Манга необычайно популярны: ее читают люди всех возрастов, воспринимая не только как изобразительное искусство, но и как литературное явление. Именно поэтому Манга бывает самых различных жанров, которые рассчитаны на того или иного читателя: романтика, приключения, научная фантастика, история, спорт, юмор, ужасы, эротика, бизнес и т.д. Уже с середины прошлого столетия манга стала крупнейшей отраслью японского книгоиздательства.

В 2006 году обороты по продаже манга составили 500 млн. долларов, из которых 175-200 млн. долларов приходились на поклонников манги в США. Однако манга необычайно популярна во многих странах мира. Почти все комиксы выполнены и издаются в черно-белом цвете, хотя, существует и цветной вариант манга, например, «Colorful» (в переводе с английского, означает «красочный»). По этим комиксам, которые зачастую представляют собой манга-сериалы, снимается аниме. Во время работы над сценарием манга может претерпевать некоторые изменения. Сценарист может смягчить жестокие сцены схваток и боев, вырезать слишком откровенные сцены. Художника, который рисует мангу, называют - мангака, зачастую он является и сценаристом манга. Однако если написанием сценария занимается другой человек, его называют – гэнсакуся или манга-гэнсакуся. Иногда, манга создается на основе существующего фильма или аниме, например, по «Звёздным войнам». Очевидно, что культура аниме и отаку возникла на основе манги, так как продюсеры не готовы вкладывать время и в средства в проект, который не доказал свою популярность в виде комикса.

 Этимология

  Дословно слово «манга» означает «странные картинки» или «гротески». Они возникли на рубеже XVIII-XIX веков, после публикаций произведений известных японских художников: Канкэй Судзуки «Манкай дзуйхицу», Санто Кёдэна «Сидзи-но юкикай», Минва Аикава «Манга хякудзё» и гравюр Кацусики Хокусая, который опубликовал серию иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая»). Принято считать, что слово «мангака» ввел Ракутэн Китадзава.

Интересен тот факт, что в России долгое время не утихали споры о возможности склонения слова «манга». В последнее время, известный справочный портал русского языка www.gramota.ru, отметил, что, слово «манга» выступает как склоняемое существительное.

За пределами Японии понятие «манга» ассоциируется с комиксами, которые были изданы в Японии. Как бы то ни было, комикс и производные от него, помимо оригинальных версий распространены и на других континентах. Например, в Южной Корее, на Тайване и Гонконге они называются манхва и маньхуа. Схожесть названий объясняется тем, что во всех этих языках слово «манга» обозначается одинаковыми иероглифами. В Европе, во Франции создана похожая форма комиксов - «la nouvelle manga» (в переводе с французского языка, «новая манга»), которая сформировалась под влиянием японской манги. В США комиксы в стиле манга, называют «америманга» (английская версия: Original English-language manga) или «манга англоязычного происхождения».

История манги

Манга отсчитывает свою историю с XII века, когда буддийский монах по имени Тоба (Какую – по другой версии) нарисовал несколько юмористических историй, повествующих о животных, людях и монахах, которые нарушили устав. Эти рассказы - «Тёдзюгига», были выполнены на четырех бумажных свертках, нарисованы тушью с подписями к ним. Рисунки поныне находятся в монастыре, где жил монах. Приемы, использованные монахом в работах, послужили основой современной манги, например, изображение ног бегущих людей.

По мере своего развития, манга впитала в себя основы укиё-э (направление в японском изобразительном искусстве, что, в переводе с японского, означает «бренный и изменчивый мир») и западные техники. После революции Мэйдзи (1866-1869), когда пал японский «железный занавес» пал, началась модернизация страны. Японские художники стали перенимать опыт у своих иностранных коллег. Они учились характерным чертам композиции, пропорции, цвета – всему тому, чему в укиё-э не придавалось большого внимания. Смысл укиё-э заключался в идее рисунка, а не в его форме.

В начале XX века манга была лишь одним из модных увлечений японской молодежи. Становление манги в современном виде началось лишь после Второй мировой войны. Именно в это время, большое влияние на преображение манги оказал стиль европейской карикатуры и американских комиксов, которые получили распространение в Японии еще во II половине XIX века.

В военное время манга издавалась в цвете на хорошей бумаге, служа пропагандисткам целям. Её издание находилось под контролем государства (тогда её еще называли «токийская манга»). После завершения войны, когда страна была полностью разрушена, комиксы стали называть «осакская» манга, она печаталась на самой дешевой бумаге и продавалась за бесценок. Именно тогда (1947 год), художник комиксов, Осаму Тэдзука выпускает свою мангу «Новый остров сокровищ» («Shin Takarajima»), которая разошлась беспрецедентным тиражом в 400 тысяч экземпляров. Своей работой Тэдзука обозначил стилистические составляющие современной манги. Художник впервые использовал крупные планы, звуковые эффекты, графические подчеркивания движений в кадре – одним словом, все те графические приемы, без которых современную мангу невозможно представить. «Новый Остров сокровищ» и вскоре появившийся «Astro Boy» были невероятно популярны в Японии. В течение своей жизни Тэдзука издал еще множество работ, а его последователи и ученики, сделали мангу одним из основных направлений в массовой культуре.

Сегодня в культуру манги втянуто все население Японии. Манга существует как часть прессы, а тиражи самых популярных произведений («One Piece» и «Наруто») сопоставимы с тиражами европейских бестселлеров. Однако в последнее время тиражи манги стали существенно снижаться. Одной из причин социологи назвали старение нации и как следствие падение рождаемости в Японии. Другая не маловажная причина, приоритет сделанный издателями в 80-90-е годы прошлого столетия, которые ориентируясь на взрослую аудиторию, они не принимали во внимание увлечения молодежи. Современные японские дети большую часть времени проводят у компьютеров, нежели за чтением. Поэтому, японские издатели начали ориентироваться на экспорт манги в Европу и США. В то же время, экс-премьер-министр Японии, Таро Ассо, большой поклонник манги и аниме, уверен, что манга – надежный способ вывода Японии из экономического кризиса, а также улучшения ее международного имиджа. Он считает, что превратив популярность манги в бизнес, Япония смогла бы к 2020 году создать небывалую развлекательную индустрию, общей стоимостью в 20-30 трлн. йен (232,3-348,5 млрд. долларов США) и предоставить работу более чем 500 тысячам человек.

Манга в России

Следует отметить, что комиксы манга, по сравнению с другими европейскими странами, менее всего представлены в России. Это объяснимо низкой популярность комиксов. В России их воспринимают как детскую литературу, тогда как манга рассчитана на взрослую, осмысленную аудиторию. Директор компании «Эгмонт-Россия», Лев Елин, упоминает о том, что японцы любят комиксы с насилием и сексом, тогда как среди россиян эта тема не пользуется большой популярностью. Другие представители издательств, например, «Сакура-пресс», считает, что это ниша перспективна, но трудна в продвижении на российском рынке, так как россияне воспринимают ее детской литературой.

Как правило, инициатива на переводы японских манга исходит от российских издателей. В России первой официально изданной была манга «Ранма 1/2», известного художника Румико Такахаси. На сегодняшний день в России существует несколько официальных издательств манги: упоминавшаяся ранее «Сакура-пресс» (выпустившая «Ранма 1/2»), «Палма Пресс», «Фабрика комиксов» и другие. На данный момент лицензиями на самые популярные манга-серии обладает компания Comix-ART, которая была создана в 2008 году. Тогда же Comix-ART, которая является партнером японского издательского дома «Эксмо», получила права на издательства манги «Тетрадь смерти», «Наруто», «Блич» и другие работы, например, «Princess Ai» и «Gravitation». Однако чаще всего русские издатели публикуют не только мангу, но и схожую с ней манхву, не делая при этом ни каких разделений, называя и то и другое мангой. Например, издательство Comix-ART в коммерческих целях называет мангой даже америмангу.

В России, как в Японии, появились журналы манги, например, «Альманах русской манги» и «Фабрики комиксов», которые намерены издавать мангу, созданную в России, а летом 2008 года вышел первый сборник русской манги «Manga Cafe».