Macross vs Battletech: долгий путь меха

Давным-давно, в далекой, очень-очень далекой галактике - если считать, конечно, от какой-нибудь Algo Star System (да простят меня не знающие серии японских ролевок Phantasy Star) на неизвестной в тех местах планете Земля, примерно в одинаковое, с космической точки зрения, время, появились они. Они заставляли землян пропускать школу, не обращать внимания на родных и друзей, они отправляли нас в другие вселенные, имена им - Robotech и Battletech.

 

Интересно, многие ли наши читатели помнят имена Рика Хантера, Лизы Хейс, Роя Фоккера и Линн Минмей, гремевшие в свое время на телеканале 2X2? Конечно, знатоки сериала могут начать возмущаться, ибо Robotech - лишь американская переделка даже не одного, а трех японских анимационных сериалов: Мacross, Mospeada и Southern Cross; а героев в оригинале звали не Рик и Лиза, а Хикару Итидзё и Миса Хаясэ. Но не это главное, а то, что он был первым, или, по крайней мере, одним из первых серьезных аниме, которое мы видели. Засим покончим с ностальгическими воспоминаниями и перейдем к главному блюду.

Итак, в промежутке между октябрем 1982-го и июнем 1983-го в Стране восходящего солнца был показан легендарный, сногсшибательный, невообразимый сериал Chojiku Yosai Macross. Создавался он эдакой пародией на космические приключения, но, как часто случается, что-то пошло не так, и пародийная часть скончалась, так и не дав начало провозвестнику Naclesico или Irresponsible Captain Taylor, в результате чего получившаяся вещь оказалась довольно серьезным, хотя и не лишенным юмора «слегка философским сериалом» с элементами меха - сражений пилотируемых аппаратов.

Сюжет следующий: в 1999 году на Землю рухнул огромный метеорит, оказавшийся инопланетной космической крепостью. Все нации объединили свои силы с целью отремонтировать данный артефакт, и им это удалось. В полном соответствии канонам боевой фантастики, прямо в момент празднования окончания ремонта в пределах Солнечной системы вдруг появилась раса пришельцев-гигантов зентреди, чьи корабли уже давно искали утерянный космолет. Только что восстановленная звездная крепость Superdimensional Fortress-1 (далее SDF-1) автоматически сделала выстрел по разведчикам зентреди, и это вылилось ни много ни мало - в первую космическую войну в истории Земли. К тому времени человечество было еще не готово к боевым действиям со столь технически продвинутой расой. Чтобы спасти крепость, ее командир был вынужден совершить гиперпространственный прыжок на границу Солнечной системы. Так как вход в гиперпространство находился в непосредственной близости от поверхности Земли, вновь отстроенный космический гигант прихватил с собой кусок острова вместе со всеми жителями, которых там хватало на целый мегаполис. Этот мегаполис и был выстроен выжившими людьми прямо в чреве SDF-1. Дальнейшие события повествуют о войне, злоключениях SDF-1 вместе с городом внутри и любовном треугольнике, состоящем из военного пилота, его начальницы, а также популярнейшей певицы.

В общем, пришельцы, хорошие люди, война в космосе и тому подобное - все это уже встречалось во многих фильмах. Но далее японские аниматоры внесли некую изюминку. Зентреди не знали эмоций и чувств, они были идеальными воинами, и смысл их существования заключался в сражении ради сражения, а какие-либо «внеуставные отношения» между представителями противоположных полов повергали расу захватчиков в глубокий психологический шок. Особенно сильно на них влияла музыка, вызывавшая страх и непонимание... Пожалуй, не стоит дальше пересказывать весь сюжет этого аниме, дабы не портить удовольствие тем, кто хочет посмотреть его впервые. Macross имел большой успех при показе, и многие до сих пор возносят его на первую ступеньку пьедестала почета аниме-индустрии.

В середине 1983 года американская компания Harmony Gold приобрела права на сериал и адаптировала его под названием Robotech: the Macross Saga (в таком виде это аниме дошло и до российских телеэкранов). Несмотря на многие положительные моменты, господа из Harmony Gold допустили грубую ошибку - сериал оказался жутко популярен в США, и, решив «ковать железо не отходя от кассы», они присоединили к Macross Saga пару других сериалов с мехами, трансформирующимися почти как «Валькирии» из Macross. Продолжения: Robotech: The Masters Saga и Robotech: New Generation не имели никакого отношения к оригиналу. А вот появление японских    Macross 2, Macross Plus и совсем недавнего Macross Zero несказанно порадовало фэнов первого сериала.

Прошло время, все «Роботеки» и «Макросы» просмотрены, что теперь?.. Кому-то из очередных гениальных умов страны со звездно-полосатым флагом, а именно - сотрудникам корпорации FASA, пришла мысль продолжить вселенную Robotech, но далеко не всегда удобно работать под чужой маркой, поэтому сеттинг в очередной раз был изменен. Наверное, кое-кто из читателей уже понял, о чем идет речь. Правильно, так родилась вселенная Battletech. Но, в отличие от своего прототипа, она проявилась не в анимации, а в компьютерных и видеоиграх, подарив нам Mechwarrior (PC, PlayStation, Super Nintendo), Mech Commander (PC), Battletech (Sega Mega Drive, Super Nintendo). При создании данной вселенной, как и авторы «Макроса», разработчики не стали сильно оригинальничать: просто взяли костяк из сериала и натянули на него свою идею, в результате чего она стала выглядеть так: человечество живет в пределах нескольких звездных систем, именуемых в совокупности Внутренней Сферой, центром которой является Солнце, во всем этом пространстве часто вспыхивают мелкие сражения с основными боевыми единицами в виде гигантских мехов.

И вдруг из-за пределов этого звездного скопления появляются непонятные роботы, технически наголову опережающие тех, которыми люди пользовались до сих пор, пилотируемые людьми с абсолютным чувством долга и полным отсутствием эмоций - идеальными воинами, которые, ко всему прочему, как и зентреди, размножаются клонированием. Естественно, начинается война...

В общем, даже из этого короткого пересказа видна некая аналогия с Robotech. Но разработчики первых игр, а именно Battletech и Mechwarrior, особо даже не задумывались и насчет внешнего вида мехов, просто «вырезав» их из Robotech и запретив трансформироваться: к примеру, «Мародер» (Marauder) это точная копия Zentraedi Command Mehicle. Подобная история постигла и других мехов. Однако нельзя считать вселенную Battletech полным клоном. Уже начиная со второй части Mechwarrior в ней появилось много нового, а ближе к четвертой серии исчезло практически все, что напоминало бы о «Роботеке». Проделав немалую работу, FASA дистанцировала свое детище от чужого прототипа, добившись отличных результатов. Сейчас мир «Бэттлтека», насчитывающий немалое количество книг и немногим меньшее количество игр, является одним из самых популярных в истории западной фантастики, ориентированной на роботов-меха. Но как бы фанаты ни восхищались оригинальностью шагающих механизмов Battletech и сюжетными перипетиями романов, не стоит забывать о том, что стало для этого началом.

Многие спросят, в чем же мораль сей басни? Что ж, ответ прост - смотрите аниме, и, кто знает, вдруг именно вы подарите нам новую, но при этом хорошо забытую старую игру, которой этот мир еще не видел?

Автор: Александр Сагайдак, 2004