Dir en grey

Очень сложно писать беспристрастно о любимой группе, фанат должен полностью абстрагироваться от своих чувств и взглянуть на предмет воздыханий трезвым взором. Я совершу этот поступок, и пусть его запомнят в веках, что ж, имейте в виду, я начинаю!

 

Так, в 1995 году юноша по имени Тоору Ниимура или Кё (1976.02.16) решил организовать новую группу, но не у себя на родине - в Киото, а в Осаке. Там он и встретил Синъю Тэрати (1978.02.24), игравшего в то время на ударных в команде Rubis, и их сессионного басиста Кисаки. Еще совсем молодые и зеленые, они образовали свою группу с «экстравагантным» названием Haijinkurobarazoku, а, поднабравшись опыта на каверах популярных Kuroyume, Luna Sea и ERLANGER, отправились на поиски новых музыкантов. В сентябре к La:Sadie's присоединился гитарист Дайскэ Андо (1974.12.20), затем Сио, но уже в январе 1996 ему на смену пришел Каору Ниикура (1974.02.17).

В дальнейшем группу ожидало множество клубных концертов, демозаписей и любительских видео. Продюсеры нано-студий тоже предлагали свою помощь, появлялись небольшие, но вполне осязаемые денежные перспективы, но у Кё возникла идея повернуть группу в сторону от мейнстрим-течений... образов и подобий, создав новое меню для «особых гурманов».

Не оценив подобных изменений, в конце 1996 года коллектив покинул Кисаке, чтобы позже образовать группу MIRAGE, а затем Syndrome. Сам же Кё «случайно» познакомился с музыкантом из Нагано - Харой Тосимасу (он же Тосия, 1978.03.31), и вскоре переманил его из другой команды в свою. Так началась история одной из самых удачливых и скандальных субстанций в японском роке.

Путь любого музыкального коллектива можно условно сравнить с процессом горения. Malice Mizer вызывает ассоциации с галогеновой лампой: горит ярко, но тепла почти нет. Сольники Хидэ - это косяк анаши: весёлый, яркий, но короткий. Творческий же путь Dir en grey - это цепная ядерная реакция! Синтез совершенно разнородных элементов даёт поистине непредсказуемый результат. Эти пятеро живут на сцене настоящим праздником... и праздник свой отмечают песнями.

Практически любая рок-пластинка тех времён обречена на повышенный интерес того, кто, так или иначе, интересуется судьбой многострадального джейрок-движения. Началом карьеры Dir en grey можно считать мини-альбом MISSA, выпущенный в 1997 году как раз к середине лета, двадцать пятого июля. Диск, очень стандартный для индиз, не претендующий на что-то экстраординарное, несколько однообразный, и как водится, короткий - продолжительностью около 30 минут. Правда, одна из этих песен удостоилась «чести» быть перепетой какой-то бразильской командой по имени Kurohana.

Но не всё так просто, как кажется, ведь сам альбом тогда особо и не заметили, а вот последовавшие за ним синглы JEALOUS (1998.05.10) и I'LL (1998.08.12) произвели должное впечатление на публику. Однако и это не главное, дальше - больше!

Оторванных японских перцев-меломанов конца безумного десятилетия, прокатившегося с 1989-го по 1999-й, привлекли пять дисков, в записи и издании которых участвовал уже хорошо знакомый нам господин Ёсики Хаяси, основатель Extasy и Platinium Records (по крайней мере, так гласила строчка об авторских правах). Это были синглы akuro no oka (1999.01.20), -ZAN- (1999.01.20), yurameki (1999.01.20), Cage (1999.05.26) и yokan (1999.07.14), чьи заглавные композиции должны были войти в следующий альбом.

...Запахло грозой. Мир ждал.

Две мучительные недели тянулись то ли с быстротой морской «ика-каракатицы» то ли «сухопутного черепаха». Наконец наступило двадцать восьмое июля. В тот день вышел альбом GAUZE, а вслед за ним и видео GAUZE-62045. Грех нее заметить, что болышинство костюмов, использованных в видеоклипах, были оригинальны и породили впоследствии множество как косплееров, так и подражателей на джейрок-арене. Режиссёром видеоряда выступил знаменитый Хироюки Кондо с командой профессионалов из студии Visual Trap.

После такого небывалого подъёма группа выпустила синглы myaku (2000.02.16), [KR]Cube (2000.06.07), taiyou no ao (2000.07.20) и альбом MACABRE (2000.09.20). На новом диске частично изменилось направление творчества. Хотя альбом в целом похож на предшествующий, здесь упор сделан па прогрессивность. Эксперименты GAUZE (raison d'etre, Mazohyst of Decadance, MASK, -ZAN-), нашли гораздо более плодотворную почву и дали богатые всходы (riyuu, egnirys cimredopyh+).

Dir en grey предпочитают экспериментировать во всём и по полной программе. Эта тенденция продолжалась и в следующих релизах, в синглах FILTH (2001.09.12), JESSICA (2001.11.14) и embryo (2001.12.19), а также в альбоме kisou (2002.01.30). Например, даже такой классический приём игры на гитаре, как тэппинг, нашел здесь чуть ли не новое применение и прозвучал очень необычно, навевая ассоциации с гоа-трансом и эмбиентом в песне karasu.

На данный момент, я думаю, что со своей колеёй музыканты всё же определились, и будут следовать постпанк-альтернативному тону, заданному в мини альбоме Six Ugly (2002.07.31), а также в синглах Child Prey (2002.07.31) и kasumi (2003.04.23). С выходом нового детища - Vulgar (2003.09.10) все увидели, что «Dir en grey» станут играть впоследствии. А после заявления группы, что сингл THE FINAL (2004.03.17) завершает дальнейшие метания в творчестве, эта молва почти превратилась в уверенность.

Структура многих песен в данном случае примерно такова: ровная, не меняющаяся ритм-секция и гармоничные гитарные шумы, эффекты вкупе с необычной аккордовой последовательностью, в основном состоящей из неполных джазовых аккордов. А вокальная линия зачастую рознится с основной мелодикой темы, превращая порой блёклую аранжировку в нечто совершенно оригинальное.

Последний на данный момент релиз - сингл SAKU (2004), очень тяжёлая и жесткая песня с потрясающим клипом, отснятым на уровне хорошего японского кино - снова представил зрителям новый имидж группы, всё дальше и дальше уходящей в дебри, только одним им ведомого измерения. Ключ к успеху визуализации Dir en grey в их потрясающем свойстве быть совершенно разными как по поведению, так и внешне, не переставая при этом гармонировать между собой. Если рассмотреть их поподробнее, то можно увидеть любопытные детали.

Скажем, Кё - в основном старается шокировать зрителя неповторимым макияжем и вызывающим поведением, несколько агрессивным и, в тоже время, весьма искренним, заставляющим зрителя переживать вместе с ним каждую песню. Своей неистощимой энергетикой он превращает концерты в незабываемые шоу, придавая им яркую эмоциональную окраску.

Надо особо отметить тот факт, преданный огласке нашими соотечественниками - очевидцами концертов, что поклонники группы на этих мероприятиях получают удовольствие без алкогольных и наркотических стимуляторов. Рискну предположить - сценическая действительность и агрессивно-мелодичная музыка вводит их в запредельное состояние настолько, что дополнительных, эмоциональных катализаторов не требуется.

Дай предпочитает брутальный стиль. Создаётся впечатление, что если его спустить с цепи, то зрителям в зале не поздоровится.

Каору обычно спокоен и невозмутим. Он - само воплощение хорошего вкуса и утонченности.

Забавная, пожалуй, фигура в группе - барабанщик Синъя. У него всегда такое отстраненное лицо, будто он не совсем понимает, где находится, и что тут делает.

Басист в Dir en grey тоже есть. Его зовут Тосия.

Все они создавали и продолжают создавать величайшее творение в музыкальной истории человечества. Остальное - лишь строительные леса. Пожалуй, всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, всё главное, что оно поняло и осмыслило, пошло на строительство Dir en grey.

Особая благодарность Klaha.

Автор: кирияма & садако,  2004