Вaмпиры

"Охотиться на вампиров могут только кретины или дураки!" - предостерегает Маер Линк. Допустим, никто из нас еще не знаком с этим персонажем, не любовался шедеврами японской анимации, не читал художественной литературы на тему, но зато все мы усердно посещали лекции по монстрологии, забыв о лете и теплом солнышке. Мы согласимся, старательно закивав головой, а охваченная первобытным ужасом фантазия вмиг нарисует нелицеприятные образы.

 

Итак, для начала давайте разберемся, с чем же мы имеем дело? Пожалуй, сложно найти на карте мира местечко, где, насколько можно судить по письменным источникам различной древности, не наблюдались бы существа, питающиеся кровью. Чаще всего когда-то они были людьми, но либо жили, не отягощая себя излишней нравственностью, либо совершенно неожиданно пали жертвами несчастного случая, либо у любящих их родственников не нашлось средств на должные похороны. Случалось разное, но почти всегда это сопровождалось, скажем прямо, не самыми приятными эмоциями, а они, в свою очередь, и при жизни аукнутся во внешности и поведении.

В Индии встречались веселые существа Брахмапаруш, которые ухитрялись выпивать кровушку через череп. После трапезы они оборачивались внутренностями жертвы и исполняли зажигательный ритуальный танец. Представительницей слабого пола являлась обаятельная Чурел, умершая беременной. Губы у нее толстые и уродливые, волосы выпадают, а груди подвесные (проверил же кто-то!). Румынская разновидность Носферату плодилась посредством незаконнорожденных детей незаконнорожденных же родителей. Глубоко огорченное этим фактом существо имело склонность нападать на молодоженов, делая жениха импотентом, а невесту бесплодной.

После всего перечисленного становится уже даже трудно представить, насколько сильно образ вампира связан с сексуальностью. Но... В восточной области Африки они принимали образ красивого человека и становились любовниками хозяйки-ведьмы. Существа звались Импундулу и без малейшей брезгливости передавались от матери к дочери. Жертвы бразильского вампира Лобишомена, выпиваемые по чуть-чуть, после нападения начинали проявлять тенденции к нимфомании и нездоровым просмотрам хентая. Особые романтики - болгарские Кровопияки. Если хотите с ними прогулок при луне, не показывайте Кровопиякам Утену, поскольку розы их демобилизуют!

Многие подвиды кровососов не чураются дневного света. Брукса из Португалии ведет вполне нормальный образ жизни под видом прекрасной девы, а ночью птицей вылетает в окошко и нападает на уставших путников. В Сербии обитают Влокослаки, появляющиеся днем, но исключительно в белом. Дневной и лунный свет не только не уничтожает, но даже прибавляет сил китайским вампирам! Солнце - лучший источник энергии «ян», которая возвращает залежавшемуся телу неупокоившегося былую гибкость и ловкость. А вот на этом, если вы не против, я позволю себе остановиться чуть более подробно, ибо это интересно.

Дело в том, что китайцы разделяют то, что обычно мы называем душой, на два вида. Первая, высшая, рациональная и самая главная, которую, по-видимому, можно сравнить с европейским понятием «духа», называется «хань» и исходит от созидающей энергии «ян». Ее форма повторяет физическое тело, являясь его точным двойником, а иногда принимает и образ животного. Во время сна высшая душа может покинуть тело, прогуляться по окрестностям, попугать людей или даже вселиться в другого человека.

Вторая, более слабая, подчиненная, - «по\пьо\пьяи», или именно «душа», античная «психея», питаемая энергией «инь». Эта душа, обитающая уже в теле плода во время беременности и по разным причинам задерживающаяся и после смерти человека, вследствие чего труп не разлагается, встает на ноги и именуется уже как Чиан-ши.

Появлению Чиан-ши способствовали все те же причины, что и его западным родственникам. Выглядел вампир вполне человечно и не воспринимался как монстр до какого-нибудь поступка, который его выдавал. Однако порой он принимал зловещий вид. В этом состоянии у Чиан-ши появлялись классические клыки и длинные когти. Главное отличие китайских вампиров – их кривобокость. Они возвращаются к жизни лишь через пару дней после физической смерти, но тело к этому времени уже задубевает. По этой причине передвигаются они небольшими скачками, почему и называются «скачущими».

«Скачущих» и им подобных мы можем вспомнить по многим произведениям кинематографа и анимации, в частности японской. Называются они по-разному, но в целом суть остается неизменной - это низшая форма вампиров. По европейским стандартам солнечный свет их не жалует, но зато их почти всегда путают с обычными людьми, таким образом попадая в еженочный рацион.

Спящий в обнимку с бутылкой красноносый пьяница у колодца, безобидные деревенские жители, начинающие вдруг неожиданно проявлять агрессию и рекордные прыжки в длину и высоту, - прекрасный пример скачущих, появляющийся вначале одного из самых красивых аниме не о вампирах, но про охотника на них. История одинокого и угрюмого данпила, полукровки, называющего себя Ди, рассказывает нам о борьбе, происходящей в пост-апокалиптическом мире, борьбе людей и монстров, борьбе с врагами, с самими собой, а порой даже с друзьями. Главный герой не просто спасает человечество от злобных беспринципных хищников, он мстит. За что? А главное, кому?..

Благодаря красивейшей компьютерной анимации и потрясающей музыке Marco d’Ambrosio мир создателей «Ди» стал истинным шедевром. Населяют его совершенно разнообразные существа. Даже второстепенные герои здесь имеют не только интересную внешность, но и яркую индивидуальность, свой неповторимый характер.

А начиналась эта история еще в далеком 1985 году, когда был снят первый фильм Vampire Hunter D («Охотник на Вампиров Ди»), основанный на произведении Хидеюки Кикучи, который создал около одиннадцати романов об этом герое. В 2000 году режиссер Ешиаки Каваджири экранизировал третий роман, ставший настоящей классикой для поклонников жанра.

Другой пример «скачущих» мы наблюдаем в сравнительно молодом сериале Hellsing («Хеллсинг» (2002)). Здесь есть и более низкая разновидность кровопийц, называемая «гулями», термином, взятым из арабских мифов и обозначающим злых духов, обитающих в пустыне. Но речь идет вовсе не о духах, а о вполне материальных существах, бывших некогда людьми. Снова показана борьба с нечистью, а параллельно нам дают возможность поразмыслить о самих истоках вампиризма и не только в истории мира, но и в наших собственных душах.

Что сталось с родом знаменитого Ван Хелсинга? Благородное дело его процветает в руках хладнокровной внучки, лидера тайной организации Королевских Протестантских Рыцарей, не без помощи ее загадочного помощника, чье настоящее имя и происхождение откроется создателями только в самом конце, да и то лишь на краткий миг и для особо зорких и сообразительных. 13 серий превосходного черного юмора, брутальных сцен, психологичееких драм основаны на популярной одноименной манге.

Другая разновидность китайских вампиров, уже набравших достаточно сил из матушки-земли, обладает более впечатляющими способностями. Они сохраняют память и человеческие качества, могут летать и прекрасно владеют своим телом, но меняется их внешних облик, из-за чего несчастные уже никогда не смогут вести прежний образ жизни.

Девушка Лей Лей - один из подобных экземпляров - «проживает» в Night Warriors («Ночные воины» (1997)), созданном по серии игр компании Capcom (Darkstalkers (Vampire)). Помимо нее, это аниме населяет тьма иных не менее интересных нелюдей, людей и полукровок, вокруг которых и развиваются многочисленные сюжетные линии. Как думаете, что станется с нашей дорогой планетой, если без малого на сто лет она лишится солнечного света? Жуть, но красивая!

Истреблением «низших» занимаемся и обычная на первый взгляд школьница Сайа из Blood: the Last Vampire. ФБР внедряют ее на я японскую военную базу ВВС Екота с заданием выявить и уничтожить «тероптеридов», неовампиров. «Кровь: последний вампир» - первый полнометражный аниме-фильм, полностью отрисованный на компьютере, без использования целевой анимации. Мир Сайи мрачен, наполнен тоской и одиночеством, ведь она последняя из...

«...Если она стала вампиром, сделайте так, чтобы она не страдала, умирая...». На что пойдет отец, чтобы его чадо не досталось кровожадному монстру? На что готова молодая девушка, чтобы навсегда остаться вместе с возлюбленным?.. Навсегда, навеки!

Одно из главных людских желаний - вечная жизнь, один из главных страхов - смерть. Желание и страх, наслаждение и боль неотступно сопутствует друг другу, занимая мысли и играя чувствами, испокон веков порождая мифы, которые затем перерастают в прекрасные легенды, в том числе и о любви.

Но что за мифы ложатся в основу этих легенд? Неужели фантазию, здоровую фантазию людей, могут взбудоражить гниющие ткани и выпадащие волосы? Кто же те таинственные помощники в борьбе с «низшими»? Кто они, всячески скрывающие свое существование, но неизменно становящиеся главными героями романов? Существа, многократно превосходящие людей не только силой, но и мудростью. Они способны обращаться в любых животных и летать. Они пугают и притягивают, порабощая умы и заставляя трепетать сердца.

Что объединяет не совсем простую, но все же смертную Интегру Хеллсинг и ее бессмертного, всесильного помощника (или раба?) Алукарда? Кем был отец охотника,  полувампира-получеловека Ди? Почему Сайа - последняя из «истинных» вампиров - работает на людей? Кто же они такие? Множество вопросов, которые я позволю себе оставить без ответов. Можно положить жизнь на разгадку происхождения вампиров, и все будет тщетно, потому как им-то это ни к чему!

«Не ищи принцессу вампиров, она сама найдет тебя!» - таково описание классического мистического OAV-сериала, который вышел в 1988 году по мотивам манги Наруми Какиноти. Vampire Princesse Miu («Принцесса вампиров Мию») - история о девочке-вампире, которая спасает людей, попавших во власть демонов. Вместе с экстрасенсом Химико постепенно мы узнаем, чем руководствуется Мию в своих действиях, а главное, что изберут человеческие души: адские муки или вечную жизнь вампира?

А между тем, как это ни странно, в самом японском фольклоре классических вампиров не наблюдается. Вероятно, наиболее вампирическим из бесчисленного количества мифологических созданий можно считать «каппа». Он описан как сказочное создание воды - рек, прудов, озер и морей, но изредка может выйти и на сушу в поисках крови, женщин и развлечений.

Позаимствованные у европейцев классические вампиры вошли в японскую жизнь и киноиндустрию только в 1956 году с фильмом о современном вампире «Кийекипуки Га». Спустя несколько лет режиссёр «Кийекипуки Га» поставил другой фильм о вампирах -«Ониа Кийекицуки» (1959). Затем был выпущен «Куронеко», основанный на легенде о кошке-вампире. Вампирические картины «Хаммер филмз» вдохновили в 1970 году режиссера Мичио Йамомото на создание «Ночи вампиров», или «Чи и Cyv Ниндзяо», а в 1971 году на «Чи у Суу Мо», который вышел на Западе под названием «Озеро Дракулы».

Дракула впервые появился в Японии в 70-е годы в фильме «Вампир Дракула приходит в Кобе: зло делает женщину прекрасной» (1979). В 1980 году появляется «Дракула» — полнометражный мультипликационный фильм на основе персонажей очень успешной «Могилы Дракулы» от «Марвел комикс». Он был первым из целого ряда великолепных фильмов о вампирах, имевших успех за пределами Японии.

Тема вампиризма вошла в 90-е годы вместе с такими фильмами, как «Сказ о вампире», поставленный режиссером Шимако Сато на основе поэмы Эдгара Аллана По «Аннабель Ли».

Повсеместную популярность этой темы можно объяснить по-разному. Существуют сотни способов охранить себя от вампиров, «низших». Это банальные осиновые колы, чеснок, соль; это рассыпанный рис, красный горох или умелое обращение метлой, с чьей помощью храбрая душа могла буквально вымести вампира; в конце концов, очищающий огонь - панацея человечества практически от любой нечисти! Можно избавиться от страхов, но проблема в том, что ни один из предложенных методов никогда не заставит нас перестать мечтать. И, глядя на полную луну, мы снова и снова будем вслушиваться в ночь, а наши мысли, подхваченные силой ее таинственной красоты, уведут нас далеко от привычного мира людей.

«...Куда он везет ее?» - спрашивает наёмница Лейла у Ди. «Подальше отсюда. Подальше...» - отвечает данпил, не оборачиваясь, но наблюдая, как огромный древний корабль уносит его врага Маера и Шарлотту к самим звездам. И возникнет новая легенда, возродится из иных легенд, основой для которых послужили мифы. А ведь уже мало кто помнит, что изначально мифами называли только «правдивые истории».

Автор: Евгения Шадов, 2004