Кого приглашать на Хэллоуин

«...и мне сдается, даже в бездне власть - достойная награда, лучше быть владыкой ада, чем слугою неба!»

Джон Мильтон, Потерянный рай, кн. I [пер. А. Штейнберга]

Когда-то давным-давно, примерно во времена Рождества Христова, множество светлых созданий, руководствуясь данным лозунгом, променяли свои нимбы и пушистое оперение на новый, более соответствующий духу времени стиль. А времена, надо заметить, были смутные и тяжелые. Население земли и их верования разрослись настолько, что высшим представителям древних культур стало сложно делить одну единственную небесную обитель на всех. Вот тогда-то они собрались и порешили, что кому-то, чьи рога уж слишком путаются в облаках, придется переместиться чуть ниже и рангом, и местом жительства.

 

Сказано - сделано. Одно лишь не было учтено на совете, что за многие-многие сотни лет земные создания сильно поотвыкли от вида бегающих по лугам сатиров. Людей пугало все, что не было похоже на них самих. Вот и стало, согласно «Большому толковому словарю иностранных слов», понятие «daimon» от греческого «божество, дух», обозначать в христианстве нечто страшное, отрицательное, «дьявола и злого духа». Так в разряд демонов попали очень многие существа, в частности, вампиры, драконы, а так же масса иных таинственных созданий. Тема бесконечная, поскольку демонами христиане могли обозначать даже инопланетян, посему сосредоточимся на их самом классическом образе.

Здесь нужно отметить, что, как и в случае с драконами, мы имеем два разных представления о демонах: западное и восточное. Так уж повелось, что на островах Японии ситуация с небесной жилплощадью оказалась куда как лучше. Все дело заключалось в том, что исключительно на заоблачное пространство там никто и не претендовал, а, следовательно, все утренние звездочки могли смело сиять на своих законных местах и не падать, подобно Люциферу.

Звезды, камни, деревья - все охраняется собственными духами. И каждый дух - ками, имеет свою четко ограниченную территорию. Их называют демонами, их боятся не меньше знакомых нам чертей и шайтанов, на их совесть возлагаются катаклизмы и эпидемии, тем не менее, их никогда не считали злом и грехом во плоти. Персонажи традиционной японской демонологии по своей сущности амбивалентны, с ними всегда можно договориться по-хорошему или же, в крайнем случае, с помощью хитрости. Все бесчисленное множество этих существ подразделяется на два типа: юрэй и ёкай.

Иероглифы, образующие слово «юрэй», соединяют в себе понятия «потустороннего мира» и «души». Это души людей, погибших насильственной смертью. Души, согласно канонам синтоизма, не имеющие возможности соединится с духом предков и обреченные навеки скитаться в мире живых.

Зачастую они охвачены жаждой мести, однако, насколько показывает практика японской анимации, доброта женского сердца способна примирить даже демоническую ярость. Поистине огромное мужество понадобилось юной Саяке, чтобы выстоять перед гневом типичных юрэй в небезызвестном творении режиссера Ёсиаки Кавадзири.

Его аниме-фильм «Город демонов Синдзюку» повествует о ближайшем будущем нашего мира, где власть над целым городом оказывается в руках человека, продавшего свою душу Аду. И демоническая сила вовсе не собирается ограничивать свои аппетиты одним лишь городом, в большой беде может оказаться вся планета!

Мрачные пейзажи, угнетающая атмосфера и один очень неоднозначный и загадочный персонаж по имени Мефисто, вполне компенсируют не самое лучшее по прорисовке аниме.

Другая, более культовая и интересная работа Кавадзири, затрагивает похожую тему, но разворачиваемую уже на просторах средневековой Японии. Ninja Scroll («Манускрипт ниндзя»), настоящий анимационный шедевр 1993 года, получил приз Citizen's Award на международном фестивале приключенческого и фантастического кино в городе Юбари.

Любопытно, что в этом аниме очень многое имеет историческую основу. Действие происходит во времена междоусобных войн и феодальной раздробленности начала XVII века. Существовали и провинция и клан Ямасиро, и монахи-шпионы ордена Фукэ-сю, чьи последователи носили большие соломенные шляпы. Прототипом же главного героя стал реально существовавший мастер кэндзюцу (искусство владения мечом) и ниндзюцу (искусство ниндзя) Ягю Дзюбэй Мицуёси, легенды о котором гармонично переплетены с мистической историей аниме.

В «повести» Дзюбэю предстоит встретиться лицом к лицу с крайне опасным противником - предателем, который когда-то уже пал от его меча, но одержимый жаждой власти, сумел возродиться. Теперь Химуро Гэмма стал предводителем «Восьми демонов Кимона»: Тэссай - гора мышц, способная превращать свою кожу в непробиваемый камень; Мусидзо - уродливый горбун, повелитель ос; Дзакуро - красивая, но крайне горячая дама; Бэнисато - коварная женщина-змея; Сидзима - повелитель человеческой воли, тень во плоти; Утуцу Мудзюро - блистательный, но увы, слепой, фехтовальщик и, наконец, правая рука Гэмма - Юримару - главный специалист по электричеству и связи.

Каждый из демонов оригинален, интересен и опасен по-своему, и с каждым из них Дзюбэю и его коллеге по оружию придется вступить в схватку, дабы уберечь родную Японию от кровавого водоворота новой гражданской войны.

Известно, что представителей демонической расы отличает не только жажда власти. Первая книга Энох (Enoch - еврейская книга, не нашедшая отражения в Ветхом Завете) предоставляет нам еще одну, достойную некоторых жанров аниме, версию происхождения демонов. В ней рассказывается о том, что раньше существовали ангелы-наблюдатели. Наблюдали эти ангелы за людьми денно и, разумеется, нощно, что повлекло за собой некоторые последствия: «..люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (книга Бытия гл. 6, ст. 1-2).

Этим дело не ограничилось, ибо рано или поздно у всех новобрачных появляются наследники. Существа сии, в отличие от родителей, оказались отнюдь не ангельского лика. То были огромные гиганты, чудовища, убивающие и пожирающие людей и друг друга. ...Однако же дальнейшие опыты в этой сфере давали куда как более «кавайные» результаты. Обаятельная шестнадцатилетняя девушка с копной фиолетовых волос и незабываемым красным бантом по имени Мидо Мико - вполне удавшийся плод любви короля демонов и земной женщины. Подобная наследственность окрасила ее кровь в благородный голубой оттенок, а сама Мидо Мико стала зваться «Голубой девочкой».

«Голубая девочка» - одна из самых первых представительниц хентая на российском рынке (1992). Через десять лет вышло ее продолжение «Возвращение голубой леди». По определению жанра Мидо Мико часто приходиться «контактировать» с весьма неординарными героями нашей статьи, вызволяя из параллельного измерения плененных ими девушек. До конца не ясно только одно, насколько это нужно самим девушкам?..

В то же время в другом анимационном мире раса демонов и раса людей сосуществуют вполне гармонично, более того, на равных правах сосуществуют здесь наука и магия, мечи и пистолеты, обезьянье саке и сигареты, драконы и джипы. Оригинальное аниме Gensomaden Saiyuki было создано по манге Минекура Казуя, в основу которой легла знаменитая китайская легенда о Гоку - Короле Обезьян и его «Путешествии на Запад».

Но Минекура по-своему пересказывает легенду, сделав Гоку одним из спутников весьма необычного монаха Гензо Санзо. Два других персонажа: Ша Гойджо - обаятельный и распутный, непрерывно курящий демон воды и Чо Хаккаи - наиболее спокойный и человечный из всей безумной компании, чьей целью стало восстановление нарушенной гармонии. Попутно во второй части сериала перед зрителем начинают раскрываться весьма интересные детали прошлого главных героев.

Помимо OVA в 2-х частях (1999) и 50 серий TV-сериала (2000) существует еще полнометражный аниме-фильм «Реквием» (2001), а в октябре 2003 вышел новый сериал Saiyuki Reload.

Но вернемся к традиционной Японии. Вторая группа демонологических персонажей - ёкай. Они считались демонами-хранителями определенных мест, к которым были сильно привязаны. Встретиться с ними можно совершенно случайно и исключительно в сумерках. Сумерки - излюбленное время ёкаев, поэтому в Японии его принято называть «оума-га доки», «время встречи с демонами».

Слово «ёкай» состоит из двух иероглифов: «волшебный, чудесный» и «призрак, загадка». Тем не менее, японские «призраки» обладают весьма осязаемой оболочкой и во многом похожи на людей, помимо некоторых деталей, которые и являются их отличительной чертой. К примеру, ёкай итимэ кодзо имеет лишь один глаз, за что и был назван «одноглазым монашком», а рокурокуби, «страшилище с длинной шеей» от обычного человека отличает непропорциональная остальному телу шея.

Демоны-хранители обитают повсюду: в горах, водоемах, лесах.

В отличие от Ша Гойджо, традиционные демоны воды (мидзу-но ёкай) имеют угрожающий облик, они наиболее коварные и жестокие, чем все остальные их соплеменники, поскольку водная стихия испокон веков и до сих пор считается у японцев «зоной наибольшей опасности», где многое зависит от случая и не всегда управляемо.

В прибрежных районах можно встретить исоонну, «женщину с побережья». Спереди она выглядит, как обычная женщина, но сзади это просто скала, которая с легкостью может стать причиной кораблекрушения. С теми же намерениями, но уже посреди моря появляется «морской монашек» умибо. В горных и лесистых районах живут нуси - огромные пауки или змеи, страшные «хозяева» непроточных вод, обитатели заброшенных озер, омутов и болот, скрытых под тенью деревьев.

Наиболее известными горными хранителями, «яма-но ёкай», считаются тэнгу, ямамба и ямаотоко.

Обычно ямаотоко, «горный мужчина» выглядит, как покрытый шерстью старик с белыми лохматыми волосами, ниспадающими на лицо. Это безвредное существо, которое в некоторых случаях даже можно позвать на помощь, считается материализованным горным эхо.

Ямамба, «горная старуха» чаще всего тоже не выделяется особенной красотой, хотя некоторые знатоки японского фольклора доказывают, что первоначально словом «ямамба» называли всех горных духов женского пола и рассматривают ее, как нимфу-обольстительницу, завлекавшую в свои любовные сети путешествующих самураев. Но не лишена «старуха» и положительных черт: так. в некоторых сказках ее отличает любовь к собственным детям и гостеприимство.

Самый опасный из горных ёкаев - тэнгу, дух, предпочитающий лесистую местность. Лицо у него красное, волосы белые и длинные, тело покрыто шерстью, когти острые, за спиной два крыла, а нос так велик, что напоминает клюв ворона. В эпоху Хэйан (794-1185) широкое распространение получило представление о том, что именно неправедные буддийские монахи после смерти превращаются в тэнгу и становятся похожими на воронов.

Обитает тэнгу в кронах высоких деревьев, особенно любит сосны и криптомерии. В ряде случаев он ассоциируется с Богом горы - Яма-но ками, и может наказать тех, кто неуважительно относится к природе. В представлении японцев он, как Бог горы, был к тому же властителем огня и пожаров, поэтому, если в лесу рубили деревья и вдруг начинался пожар, считалось, что это не что иное, как предостережение и напоминание, что тэнгу наблюдает за людьми и не желает, чтобы рубили его деревья.

...«Давным-давно земля была покрыта лесами, в которых с незапамятных времен обитали духи богов. В ту пору люди и животные жили в полной гармонии, но по прошествии многих лет большая часть бескрайних лесов оказалась уничтожена. Оставшиеся леса охранялись гигантскими существами, подчинявшимися великому Духу Леса, ибо, как вы помните, это были времена богов и демонов» - повествуется вначале одного очень известного большинству любителей аниме произведения Миядзаки Хаяо.

Именно о трагическом противоречии между природой и техническим прогрессом, между богами и людьми рассказывает нам аниме-фильм «Принцесса Мононоке» (1997 год). «Знаешь, когда деревья умирают, они плачут, но тебе этого не услышать...» - говорит волчица Мора главному герою князю Иситаке.

Мора - одна из древних духов, охраняющих лес. Вместе со своими волчатами она воспитала и человеческую девочку, которую прозвали Мононоке, что с японского переводиться, как «дух сущности». Подобные духи населяют неживое, живое и мертвое, это чудища, демоны или просто духи природы, считаться с которыми человеческая цивилизация не всегда желает. Вырубаются леса, уничтожаются «демоны-хранители», идет охота на самого Духа Леса - как далеко может зайти человечество?

Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Здесь нет четких границ между добром и злом, у каждой стороны своя правда, которую необходимо понимать и уважать.

«Ты не можешь изменить свою судьбу, князь, но ты можешь встретиться с ней лицом к лицу, как настоящий мужчина», - говорит правительница деревни Иситаке.

В Японии «лицом к лицу» с демонами встречаются 3 и 4 февраля во время праздника Сэцубун. Чтобы в дом пришло счастье, необходимо разбросать внутри и вокруг жареные соевые бобы со словами «Они ва сото, фуку ва ути!» («Демоны - прочь, счастье - в дом!»), а затем съесть столько бобов, сколько вам лет. Еще в эпоху Муромати (1333-1568) этот праздник пришел на японские острова из Китая, где демонов изгоняли мужчины, надевающие на себя страшные маски и медвежьи шкуры.

В западной традиции существует иной похожий праздник, где так же весьма популярны переодевания. Принято верить, что в ночь с 31-ого октября на 1-ое ноября на землю спускаются ангелы и «все святые», чтобы изгнать с нее зло, поэтому, если прикинуться нечистью, ангел изгонит зло и из вас.

Но в наш современный мир Хэллоуин пришел из далекого прошлого, когда весь год делился лишь на лето и зиму; оттуда, где бородатые друиды собирались, чтобы отпраздновать переход природы от жизни к смерти. В эту ночь грань между миром людей и миром духов почти исчезает, поэтому Самайн считается наилучшим временем для гаданий и общения со всем «потусторонним»...

Впрочем, бояться своих демонов или дружить с ними, истреблять неведомое или поддерживать гармонию с окружающим миром - решать вам.

Автор: Евгения "Shadow" Шарафетдинова, 2004