Япония: от Миядзаки до Тедзука

В Японии посещение Гибли считается хорошим подарком на день рождения ребенка. Музей, как не трудно догадаться, посвящен анимации. Входным билетом является оправленный в картонную рамку кусочек ленты (три кадра) из настоящего мульта Миадзаки. Мне достались кадры из «Унесенных призраками».

 

Это самый веселый из музеев, которые я когда-либо посещал. В первой комнате Миадзаки па свой лад рассказывает «как все устроено в анимации». Например, объект «этажерка Тотторо». Выглядит это так: на конической этажерке-карусели застыли все персонажи из классического аниме «Мой сосед Тотторо». Каждая фигурка изображена в 24-х позах (фазах, как говорят аниматоры) на своей полочке. Когда ты раскручиваешь этажерку-карусель до нужной скорости, автоматом включается стробоскоп и ХОБА! Все фигурки оживают, девочка начинает скакать через скакалку, Котобас бежит по своим делам, смешно загребая всеми шестью лапами, ну и т. д. Далее все виды анимационных работ в столь же забавной и познавательной форме. Ну типа гигантского кинопроектора, вывернутого наизнанку и показывающего 12 мультов одновременно.

В следующей комнате я впадаю в легкий коматоз. Разве «Ежика в тумане» тоже снимал Миадзаки? Нет, я не сошел с ума. Просто в данный момент музей Гибли проводит месячник Норштейна. Миадзаки и Норштейн вообще большие друзья. «Ежик в тумане» недавно получил в Японии приз «лучшая мультипликация всех времен и народов», а сам Норштейн заявил, что после ухода на пенсию он станет киномехаником в музее Гибли. Ну что ж, в каждой шутке есть доля шутки. А вообще очень грустно, что ближайшая к нам выставка Норштейна проходит в префектуре Осака.

Второй этаж. Здесь комната разделена пополам: с одной стороны имитация рабочего кабинета Миадзаки, напротив - Норштейна. Это реально забавно - обе половинки совершенно одинаковые. Старый световой стол, заваленный окурками и набросками, все увешано изрисованными бумажками - близнецы братья, одним словом. Только персонажи разные.

Проход в следующую комнату - через кинозал на 24 места. Здесь мы смотрим Миадзаковский мульт, снятый специально для музея. Называется «Развитие воздухоплавательных аппаратов в моих вселенных». Убиться можно. Оказывается, Миадзаки не хуже Леонардо Да Винчи рисовал чертежи к каждой из своих летательных машин. Небезызвестный Свин Авиатор из «Porco Rosso» бродит по всем аниме мэтра и рассказывает, как что устроено и почему летает. Например, Миадзаки разрабатывал маленькие пиратские леталки из «Летающего Замка Лапуты» по принципу стрекозы, а летающую педальную рыбу, ведомую пятью флегматичными тритонами в цилиндрах, он вообще построил в реальности. Ее можно посмотреть в следующем зале. Но самая крутая находка - это финал фильма. Мальчик лет десяти строит стремительный красный махолет и улетает на нем во вселенную Миадзаки. Когда ты, щурясь от света, выходишь из кинозальчика (уже через другую дверь), ты сразу видишь этот самый махолет в натуральную величину. Не знаю, кто как, а я сразу поверил, что он настоящий и реально летает.

На крыше музея, куда надо подниматься по узенькой винтовой лестнице, стоит робот из «Лапуты». Даже несмотря на то, что мне не повезло с погодой (лил проливной дождь), я провел полчаса общаясь с пятиметровым бронзовым гигантом и созерцая «Камень Лапуты». Это просто крышу сносит, как круто!

 

«Ежик в тумане» Юрия Норштейна получил пальму абсолютного первенства среди мультфильмов всех времен и народов на токийском Мультипликационном фестивале Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент. Специалисты поставили на второе место еще один мультфильм Норштейна - «Сказка сказок», который также был создан в 70-е годы. На третьем месте с большим отставанием от лидеров - 120-минутный американский мультфильм «Фантазия» 1940 года. В первой двадцатке - сразу четыре творения японского аниматора Хаяо Миядзаки. в том числе «Небесный замок Лапута», давший название фестивалю и кинотеатру, в котором он проводится. «Унесенные духами» того же автора, несмотря на полученного недавно «Оскара», оказались лишь на 29-м месте. Свыше трети из полутора сотен лент - японские.

 

Куклы и муклы:

Первая же выставка современного искусства, на которую я попадаю, как удар пыльным мешком по голове. Выставка посвящена куклам. Причем, не просто куклам, а тем, которые послужили прототипом для создания человекообразных роботов в новом анимационном фильме «Innocence» (Ghost in the shell 2). К фильму мы еще вернемся, а сейчас я брожу по залам. Куклы. Со всех сторон меня окружают сотни кукол. Некоторые из них выглядят вполне невинно, но в основном это жуткие мутанты, сросшиеся головами, ногами и прочими частями тела, куклы разорванные, искореженные и безумные, прорастающие сквозь стены, предметы и самих себя, ужасающие пародии на человека. Самые впечатляющие выполнены по старинной технологии, когда фарфор покрывают воском, потом наносят раскраску, опять воск, снова краски, и так до момента, когда поверхность куклы уже практически невозможно отличить от настоящей человеческой кожи. Мадам Тюссо отдыхает.

Особенно впечатлил тот факт, что большинство посетителей (в основном девушки, конечно) не поленилось одеться и загримироваться под старинных фарфоровых кукол. Так что всю эту извращенно болезненную красоту созерцают ожившие японские барби. Я спросил служителя, не элементы ли это выставки. «Нет, что ты, это зрители, - переводит Марико-сан, - просто девушки стараются». Стараются слиться с созерцаемыми объектами? Стараются их переплюнуть? Понимай как знаешь. В конце концов я неожиданно натыкаюсь на куклу - точную копию моей московской подружки Маши Тресвятской, мне становится действительно жутко, и я убегаю в другую половину музея.

Здесь идет выставка под девизом: «Кто мы? Откуда и куда идем?» Это выставка - ловушка. Здесь экспонируют традиционную японскую живопись эпохи Эдо. Двухметровой длины батальные полотна. Очень тщательно отрисованные самураи с копьями и на конях осаждают древний замок. Все чин по чину. Все же что-то смущает меня в этих картинах. Вроде все правильно, но... и тут, как щелчок в голове. Вдруг понимаю, что это не копья, а фаус-патроны и Калашниковы, и не кони, а Мотоциклы с конскими мордами и боевые роботы, загримированные под паланкины. А из раскрывшихся крыш стильно выписанных пагод выезжают многоствольные зенитные орудия и увлеченно палят в пикирующие на них МИГи. Причем, все это буйство футуристической военной техники так тщательно замаскировано старинной акварельной техникой рисунка, что требуется как минимум несколько минут пристального созерцания, прежде чем шутка доходит до зрителя. Очень по-японски, я считаю.

 

Anime fair:

Проходит два раза в год. Это самая крупная (но не единственная) в Японии выставка - продажа анимации. Нет, крупная - совершенно не то слово. Огромная, гигантская - вот это ближе. За весь день (с 12 до 19) удается обойти только четверть экспозиции. Здесь есть всё. Трейлеры новых аниме, павильоны студий, просмотры классических серий с хоровым распеванием песенок и обсуждением героев. Короче, развлечения на любой вкус.

Наибольшее впечатление на меня произвели:

- Залы боевых роботов, где можно осмотреть и, разумеется, приобрести все модели боевых машин Евангелиона размером от Зх миллиметров до 1,5 метров. (Лазеры, правда, не боевые, но, я думаю, можно дома модифицировать).

- Зал «кино будущего», где можно посмотреть Зх-мерную анимацию. Ха-ха. Это вовсе не то, что вы подумали. Это не 3D модели. И очки не надо надевать. Просто идешь себе темным коридором, а тебя, прямо из воздуха, атакуют призрачные драконы и эльфы. Реально, прямо парят в воздухе без всякого экрана. Можно зайти и посмотреть сзади. Какой-то новый принцип наведения лазерных анимированных голограмм. Пока еще очень дорогой, но уже идут работы по съемке первого подобного фильма. Во как. Персонажи из всех известных и неизвестных мне аниме, бродящие по залам. Как выяснилось, половина из них наняты студией, а половина - самостийные косплееры. Косплееры мне показались круче, зато студийные раздают сувениры.

- Маленький павильончик с тряпичными куклами из Тайваня. Это надо видеть. Безумный Лягух-инквизитор способен довести до истерики. От Слоника-под-зонтом у любого ребенка навсегда съедет крыша. Несмотря на цену (40$) я не удержался и купил себе Лисенка-алкоголика. Теперь боюсь с ним спать в одной комнате.

 

Тедзуко студия:

 Я приглашен на студию, где творил великий Тедзуко Осама. Это великая честь, говорит мне переводчица. Я проникаюсь величием, и мы едем. Студия находится в северной префектуре. Около часа на электричках. И еще немного на оленях. Прибегаем запыхавшиеся. Встречающий нас господин крайне неприветлив. Оказывается, его обязанность провести нас не по музею, а по действующей студии, где идет работа над телесерией «Жар-птица», которую римейкают уже в который раз. А у меня, как у почетного гостя, есть право отрывать аниматоров от работы, задавать им глупые вопросы и вообще дергать за бороду. Короче, встречают по одежке. Приходится пуститься на легкие дипломатические хитрости.

- Не считаете ли вы, - говорю я неприветливому господину, - что студия Дисней нагло украла любимый сериал господина Тедзуко «Император джунглей», переименовав его в «Король Лев»? Российские ценители очень возмущены этим фактом.

- Правда? - светлеет лицом представитель студии, - даже в Москве это заметили? Нам тоже кажется, что в этих фильмах слишком много общего...

Далее обстановка совершенно разряжается, и мы бродим по студии. В процессе прогулки выясняется, что даже в высокотехнологичной Японии компьютеры в анимации используют очень осторожно. Все рисуется вручную, на бумаге. Потом сканируется и красится на компьютере. - «Мы пробовали применять полностью компьютерную анимацию, но тут же произошло резкое падение интереса зрителей, и мы вернулись к старой технологии», - говорит один из аниматоров.

Кульминационный момент - посещение мастерской самого Тедзуко. За свою жизнь мастер нарисовал более 700 манга-серий. - «Книг?» - переспрашиваю я. Нет, СЕРИЙ! До 150 книг в каждой. Причем всех героев первого плана он рисовал сам. Ну, задники, конечно, вырисовывали помошники, руководствуясь карандашными цифрами, которые ставил Осама. Типа 1 - значит дом, 2 - дерево, 3 - озеро. Кстати. Тедзука не только придумал классические пропорции аниме (огромные глаза и т. д.), но и технологию студийной работы над мангой.

Кроме того, Тедзука Осама снял огромное количество мультфильмов и серий. Кто был на КомМиссионной «Аниме-ночи» в кинотеатре «Пионер», - тот видел. Мастерская мэтра очень проста - везде стеллажи с собственной мангой (надо заглядывать в предыдущие тома в процессе работы) и куклы любимых героев. На диванчике лежит кукла, изображающая самого мастера. Он сам в шутку положил, да так она и прижилась. Теперь символизирует Мастера, не умершего, а прилегшего отдохнуть. Такие дела.

Автор: Хихус, 2004