Кавамото Кихатиро о японской мультипликации

Кавамото Кихатиро

Об авторе:
Кавамото Кихатиро – японский режиссер кукольных фильмов. Родился в 1924 году. Умер 23.08.2010 г. Начал работать в кино в 1946 году как ассистент режиссера на студии компании Тохо. Начиная с 1952 года участвует в создании многих учебных и познавательных мультфильмов. В 1959 году вместе с другими мультипликаторами создает небольшую студию «Шиба», выпускающую главным образом рекламные кукольные фильмы. Стремясь усовершенствовать свое мастерство, проходит в 1962 году стажировку в Праге у Иржи Тринки, а позже, в 1964 году, – на студии «Союзмультфильм» в Москве. Вернувшись в Японию, в 1965–1966 годах работает на телевидении, затем – в своей небольшой мастерской. Основные мультфильмы: «Запрещено ломать ветки» (1968), «Человекофарс» (1970), «Дьяволица», «Путешествие» (1973), «Жизнь поэта» (1974), «Дойои» (1976), «Дом в огне» (1979).

Япония – одна из самых развитых стран в области средств аудиовизуальной информации. Не удивительно поэтому, что мультипликационные фильмы также играют важную роль в нашем обществе. Их используют учебные заведения, показывают в кинотеатрах и особенно в телевизионных программах.
Производством мультфильмов заняты как большие киностудии, так и маленькие творческие группы, руководимые «независимыми» режиссерами. Мультипликация привлекает все больше людей, и во время демонстрации полнометражных мультфильмов кинотеатры обычно полны.

 

 

Несмотря на это относительно здоровое развитие, у нас существует немало проблем. Одна из них – трудность получения исчерпывающе точной информации о прошлом и настоящем мультипликации как формы искусства и кинопроизводства. До сих пор нет центрального архива, координирующего органа или ассоциации, которая располагала бы такого рода информацией, и этот пробел остро ощущается специалистами по мультипликации в Японии. Впечатление такое, словно люди идут во мраке приблизительно в одном направлении, но не знают о существовании друг друга (исключая возможность случайного столкновения) и, таким образом, обычно не могут использовать выгоды взаимного совета и поощрения.

Большим успехом пользуются мультипликационные серии у подростков,  молодежи и зрителей «семейного круга». Они занимают относительно большой процент времени в программах телевидения.
Существуют около десятка режиссеров, которые занимаются производством юмористических мультфильмов. Среди них кроме довольно известного Йоси Кури можно упомянуть Синичи Сузуки, Ренсо Киноситу и Садио Тиу-киоку. Харутсугу Фукусима специализируется в области научной фантастики. Экспериментальной графической мультипликацией занимаются Таку Фурукава, Такехико Камеи, Ко На-кайима и другие. Как правило, они работают в качестве мультипликаторов или художников-иллюстраторов, выполняя заказы. И только приступая к постановке собственного фильма, набирают группу в шесть или семь человек. Работа эта редко приносит какую-либо прибыль.

Сейчас у нас нет телевизионных программ, демонстрирующих серийные кукольные фильмы. Кукол используют в своих фильмах около сорока режиссеров-мультипликаторов, но постоянно специализируются в объемной мультипликации лишь пятеро или шестеро, в том числе Таданари Окимото и я. Чаще всего мы обращаемся к мотивам японского фольклора и сказкам. В своих фильмах я использую декорацию в японском стиле маки (золотая и черная глазурь).

Телереклама часто пользуется мультипликацией: рекламные фильмы по необходимости коротки, но выпускаются они в Японии в огромных количествах. У нас мало возможностей публичного показа короткометражных мультфильмов в кинотеатрах. Чаще они демонстрируются во всевозможных учебных и воспитательных заведениях. Ясно, что режиссеру и другим его сотрудникам, занятым в производстве, трудно, а то и просто невозможно заработать таким образом на жизнь, а поскольку кинореклама, создаваемая для неправительственных телевизионных станций, хорошо оплачивается, режиссеры и художники-мультипликаторы отдают большую часть своего времени этой работе и не проявляют особого интереса к созданию оригинальных короткометражных мультфильмов.

Для более или менее узкого круга любителей мы устраиваем специальные мультипликационные смотры, на которых знакомим с творчеством одного или нескольких режиссеров. Так, Йоси Кури продемонстрировал свои рисованные фильмы вместе с документальной картиной о художниках. Затем Таданари Окимото и я организовали такой миниатюрный фестиваль, в который включили как новые работы, так и ретроспективный показ своих ранних фильмов. Эта программа побывала в Осаке, Киото и Нагойе и в течение нескольких дней демонстрировалась в Токио, обычно при переполненных залах. Степень общественного интереса и. критического внимания показывает, что такие смотры могут помочь решить некоторые проблемы развития японской мультипликации.

В общем, стандарты производства в Японии высоки, а технические средства отличного качества. Потому все больше молодых людей проявляет интерес  к художественным возможностям мультипликации, а широкая публика всегда внимательна к проявлению таланта. Если проблема координирования нашей работы и особенно финансовые проблемы будут решены, мультипликация как форма искусства сможет более уверенно и успешно развиваться в будущем.
 

В общем, стандарты производства в Японии высоки, а технические средства отличного качества. Потому все больше молодых людей проявляет интерес к художественным возможностям мультипликации, а широкая публика всегда внимательна к проявлению таланта. Если проблема координирования нашей работы и особенно финансовые проблемы будут решены, мультипликация как форма искусства сможет более уверенно и успешно развиваться в обудущем.