Фантазия и истина (Сборник о мультипликации)

Николай Ходатаев - Искусство мультипликации

 

Об авторе: Николай Ходатаев  (1892-1979) - советский режиссер рисованных фильмов, художник. Один из зачинателей советской мультипликации. Высшее художественное образование получил в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его в 1918 году, работает в Государственной комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1924 году в мастерской при Государственном техникуме кинематографии совместно с Ю. Меркуловым и 3. Комиссаренко снимает один из первых советских мультфильмов - «Межпланетная революция». Основные мультфильмы: «Как Авдотья стала грамотной», «Китай в огне», «1905-1925» (1925), «Как мурзилка научился правильно писать адреса» (1926), «Будем зорки», «Даешь хороший лавком!», «Одна из многих» (1927), «Грозный Вавила и тетка Арина», «Десять правил кооперации», «Днем с огнем», «Подтянись, лавком идет!», «Растрата», «Самоедский мальчик» (1928), «Весенний сев», «Эврика» (1930), «Автодорец» (1931), «Крокодил в Женеве», «Паровоз, лети вперед!» (1932), «Органчик» (1934), «Карьера Фиалкина» (1935). Ряд фильмов создал совместно с сестрой - Ольгой Ходатаевой. В послевоенные годы Н. Ходатаев прекращает работу в кино и занимается живописью и скульптурой.

Подробнее...

Йон Труйка - Движение - душа мультипликации

 

Об авторе: Йон Труйка - румынский режиссер рисованных фильмов, художник и сценарист. Родился в 1935 году. Окончил Институт изобразительных искусств в Бухаресте. С 1967 года работает на бухарестской мультипликационной студии «Анима-фильм» как художник-мультипликатор и декоратор. С 1968 года - режиссер. Основные мультфильмы: «Дан-богатырь» (1968), «На стене» (1970), «Охота» (1971), «Карнавал» (1972, серебряная медаль в Венеции, премия Ассоциации кинематографистов Румынии (АЧИН) за изобразительное решение), «Зимний шепот», «Подарок» (1973), «Великое строение» (1974, премия АЧИН за лучший мультфильм года), «Гидальго» (1975, премия АЧИН за изобразительное решение), «Воздух» (1976), «Буря» (1977, главная премия Национального фестиваля короткометражных фильмов в Румынии), «Помни» (1978), «Маяк» (1979),    «Счастливый принц», «Чудесная птица» (1980), «Круг», «Сумерки» (1981).

Подробнее...

Рейн Раамат о живописи в рисованном фильме

 

Об авторе: Рейн Раамат - советский режиссер рисованных фильмов, сценарист, художник. Родился в 1931 году. Зачинатель рисованного кино в Эстонии. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР. После окончания в 1957 году Художественного института в Таллине работает художником-постановщиком объединения кукольных, а затем игровых фильмов на студии «Таллин-фильм». В 1971 году под его руководством организовано отделение рисованных фильмов, и в 1972 году выходят первые его режиссерские работы, состоящие из нескольких рисованных кино-мчниатюр: «Надоедливый музыкант и другие шутки-малютки» и «Тень и дорога». Основные мультфильмы: «Полет» (1973, приз в Загребе), «Жар-птица», «Простаки» (1974), «Сорванец» (1975), «Стрелок» (1976, призы в Оберхаузене и Кракове), «Антенны во льдах» (1977), «Поле» (1978), «Жирна ли добыча?» (1979), «Большой Тылль» (1980, первые призы на международных фестивалях в Варне и в Оттаве).

Подробнее...

Юрий Норштейн - Реальность, созданная художником

 

Об авторе: Юрий Норштейн - советский режиссер рисованных и кукольных фильмов, художник. Родился в 1941 году. В 1959 году поступил на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм». С 1961 года работает художником-мультипликатором в объединении кукольных фильмов студии, участвует в создании более сорока фильмов. В 1968 году дебютирует в режиссуре, ставит фильм «25-е - первый день».

Подробнее...

Норман Мак-Ларен - Свет и форма

 

Об авторе: Норман Мак-Ларен - канадский режиссер и художник. Родился в 1914 году в Шотландии. В 1932 году поступил в Школу изобразительных искусств в Глазго, где он организовал киноклуб и, по его собственному признанию, под влиянием В. Пудовкина и С. Эйзенштейна и экспериментов в мультипликации А. Алексеева и О. Фишингера предпринял свои первые кинематографические опыты. В частности, в 1936 году снял антивоенный, антифашистский фильм «Безграничный ад», в котором документальные кадры сочетались с мультипликационными. Известный английский режиссер-документалист Джон Грирсон на фестивале студенческих фильмов обратил внимание на ленты Мак-Ларена. В 1941 году Грирсон приглашает Мак-Ларена на работу в только что организованный им в Канаде Национальный киноцентр. Создав здесь мультипликационное отделение, Мак-Ларен экспериментирует, используя различные виды техники, в том числе уже использованный Лен Лаем способ «бескамерной мультипликации», при котором рисунок выцарапывается прямо на пленке или наносится на нее пером. Основные мультфильмы: «Там, высоко в горах», «Немного фантазии на темы живописи XIX века» (1946), «Безделушка», «Серая курочка» (1947), «Прочь, скучные заботы» (1949), «Кругом и вокруг» (1950), «Настало время...» (1951), «Фантазия», «Две багатели» (1952), «Соседи» (1953), «Мерцающая пустота» (1954), «Ритметика» (1956), «История со стулом» (1957), «Дрозд» (1958), «Вертикальные линии» (i960), «Горизонтальные линии» (1962), «Канон» (1964), «Мозаика», «Па-де-де» (1965), «Сфера» (1969), «Синхромия» (1971), «Балетное адажио» (1972), «Кадр за кадром» (1975). Мак-Ларен - лауреат Национальной премии искусств. Многие его фильмы удостоены наград на международных фестивалях.

Подробнее...

Иван Иванов-Вано - Особенности рисунка в мультипликации

 

Об авторе: Иван Иванов-Вано - режиссер рисованных и кукольных фильмов, художник, сценарист, профессор ВГИКа. Народный артист РСФСР. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в 1900 году. В 1923 году окончил Вхутемас. В 1925 году участвовал как художник в создании одного из первых советских мультфильмов - «Китай в огне». В 1927 году поставил совместно с другими мультипликаторами детские рисованные фильмы - «Каток», «Сенька-африканец», а в 1928 году - «Похождения Мюнхгаузена». Основные мультфильмы: «Блэк энд уайт» (1932, совместно с Л. Амальриком), «Сказка о царе Дурандае» (1934, совместно с В. и 3. Брумберг), «Стрекоза и муравей» (1935, совместно с В. и 3. Брумберг), «Три мушкетера» (1938), «Мойдодыр» (1939), «Не топтать фашистскому сапогу нашей родины» (1941, совместно с А. Ивановым), «Краденое солнце» (1944), «Зимняя сказка» (1945), полнометражный «Конек-горбунок» (1947), «Гуси-лебеди» (совместно с А. Снежко-Блоцкой), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), полнометражный «Снегурочка» (1952), «Мойдодыр» (1954), «Храбрый заяц» (1955), полнометражный «Двенадцать месяцев» (1956), «В некотором царстве...», «Приключения Буратино» (1959, совместно с Д, Бабиченко), «Летающий пролетарий» (1962, совместно с И. Боярским), «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965, совместно с В. Дани-левичем), «Поди туда - не знаю куда» (1966, совместно с В. Данилевичем), «Легенда о злом великане» (1968), «Времена года» (1969), «Сеча при Керженце» (1971, совместно с Ю. Норштейном), полнометражный «Конек-горбунок» (1975), стереомультфильм «Волшебное озеро» (1979). Лауреат Государственной премии СССР. Многие фильмы удостоены премий на международных кинофестивалях.

Подробнее...

Ирина Гурвич - Творческий поиск и национальные традиции

 

Об авторе: Ирина Гурвич - режиссер рисованных фильмов и художник. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, художественный руководитель мультипликационного объединения студии «Киевнаучфильм». Родилась в 1911 году. Окончила Киевский художественный институт в 1932 году. Работала художником в научно-популярной и художественной мультипликации. В 1959 году, когда на студии «Киевнаучфильм» создавался сатирический фильм «Приключения Перца», стала (вместе с ветераном украинской мультипликации Ипполитом Лазарчуком) одним из инициаторов и активных участников этого начинания. Фильмы: «Спутник королевы» (1962), «Зеленая кнопка» (1965), «Злостный разбиватель яиц» (1966), «Легенда о пламенном сердце» (1967), «Сказка про лунный свет» (1968), «Кит и кот», «Марс-ХХ» (1969), «Журавлик» (1970), «Про полосатого слоненка», «Удивительный котенок» (1971), «Как жены мужей продавали» (1972, приз в Загребе и Нью-Йорке), «Теплый хлеб», «Приключения Жирафки» (1973), «Вересковый мед» (1974), «Салют» (1975), «Как мужья жен проучили» (1976), «Почему у осла длинные уши?» (1977), «Ночные капитаны» (1978), «Трубка мира» (1979), «Партизанская снегурочка» (1981), «Путаница» (1982).

Подробнее...

Душан Вукотич - Загребская шкoлa риcованного фильмa

 

Об авторе: Душан Вукотич - югославский режиссер и художник. Родился в 1927 году. Окончил Институт архитектуры в Загребе, сотрудничал как художник-карикатурист в сатирическом журнале «Керемпух». В 1950 году начал работать в мультипликации, поставил фильмы «Как родился Кичо» (1951) и «Заколдованный замок в Дудинцах» (1952). Признанный глава Загребской школы рисованного фильма. Основные мультфильмы: «Несчастный робот» (1956), «Ковбой Джимми», «Волшебные звуки», «Абракадабра» (1957), «Мститель», «Большой страх» (1958), «Концерт для пулемета», «Корова на Луне» (1959), «Пикколо» (1960), «Суррогат» (4961), «Игра» (1962), «Путь к соседу» (1963), «Седьмой континент» (1966), «Пятно на совести» (1968), ««Opera cordis» (1969), «Arts gratia artis» (1970), «Губециана» (1973), «Кузнечик» (1975). Постановщик нескольких игровых фильмов.

Подробнее...

Страница 1 из 5